РУС БЕЛ ENG

Как помочь ребенку выбрать профессию

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Выбор профессии – важное и ответственное дело! Это сложная задача даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для подростков с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому помощь родителей в её решении важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:

обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;

рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;

учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;

если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;

"не давите" на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;

поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;

если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить;

если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью итературы, занятий в кружках.

Сделать правильный выбор - значит найти профессию, которая:

интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.

доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.

Типичные ошибки, которые совершают родители выпускников школ при выборе профессии:

желание ребёнка реализовать свою несбывшуюся мечту навязчиво переносят на своего ребёнка;

родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;

родители считают, что ребёнок недооценивает или переоценивает свои возможности;

родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование;

родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии.

Ошибки школьников при выборе профессии:

Незнание мира профессий

- слабая информированность о мире профессий;

- устаревшие сведения о характере и условиях труда;

- предубеждения в отношении престижности профессии.

Незнание себя

- необъективная оценка своих способностей;

- незнание своего здоровья;

- нежелание или неумение соотнести свои способности к требованиям профессии.

Незнание правил выбора профессии

- отождествление учебного предмета с профессией;

- перенос отношения к человеку на профессию;

- выбор профессии «за компанию»;

- выбор профессии перекладывается на родителей.

Как поддержать ребёнка в выборе профессии:

В первую очередь найдите "золотую середину" между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: "Пусть все решает сам!" и "Что он без меня решит!" - к конечном счете приведут к отчуждению между вами.

Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают; престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.

Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления ваш ребенок

станет думать о своем выборе реалистичнее.

Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.

Уважаемые родители, помните, что вашему ребенку особенно нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

ребенок отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;

сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;

выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями.

Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии:

1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т.п.).

2. Пренебрежение к профессиям, которые являются непрестижными, хотя и значимыми в жизни.

3. Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.

4. Перенос отношения к конкретному человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию.

5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии. 6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.

7. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии. 8. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.

9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.

10. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

РОДИТЕЛЯМ О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Многие родители считают, что они лучше знают, какую профессию (увлечение) ребёнку выбрать.

Это одно из самых серьёзных родительских заблуждений всегда оправдывается благими намерениями. О том, куда ведут они, напоминать, наверное, нет необходимости. Великий баснописец Крылов писал: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать

пирожник...». К сожалению, это встречается не редко, и во многом из-за того, что родители выбирают за детей их профессию.

У каждого человека есть предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Вряд ли может быть счастлив человек, занимающийся делом, не соответствующим его врождённому физическому и психическому складу. Человек же, всегда остающийся самим собой, пусть даже и не добьётся ошеломляющих успехов, но не пойдёт против своей природы, что является одним из важнейших условий личного счастья.

Американский писатель, психолог Дейл Карнеги писал, что ему пришлось потерять много лет жизни, подражая другим людям. Навсегда отказавшись от идеи сочетать в себе достоинства других людей, он засучил рукава и приступил к работе над учебником по ораторскому искусству, в котором нашли отражение его собственный жизненный опыт, наблюдения и мысли. Дейл Карнеги пришёл к тому же выводу, что и профессор английской литературы в Оксфорде сэр Вальтер Рэлей. «Мне не дано писать, как Шекспир, - сказал он. - Но я могу написать свою собственную книгу».

Тот же Дейл Карнеги приводит в своей книге следующие строки из произведения поэта Дугласа Мэллоха:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине, но только самым лучшим деревцем!

Будь кустиком, если не можешь быть деревом,

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком!

Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!

Если мы не можем быть капитанами, кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни, только най

Многие родители считают, что они лучше знают, какую профессию (увлечение) ребёнку выбрать.

Это одно из самых серьёзных родительских заблуждений всегда оправдывается благими намерениями. О том, куда ведут они, напоминать, наверное, нет необходимости. Великий баснописец Крылов писал: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...». К сожалению, это встречается не редко, и во многом из-за того, что родители выбирают за детей их профессию.

У каждого человека есть предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Вряд ли может быть счастлив человек, занимающийся делом, не соответствующим его врождённому физическому и психическому складу. Человек же, всегда остающийся самим собой, пусть даже и не добьётся ошеломляющих успехов, но не пойдёт против своей природы, что является одним из важнейших условий личного счастья.

Американский писатель, психолог Дейл Карнеги писал, что ему пришлось потерять много лет жизни, подражая другим людям. Навсегда отказавшись от идеи сочетать в себе достоинства других людей, он засучил рукава и приступил к работе над учебником по ораторскому искусству, в котором нашли отражение его собственный жизненный опыт, наблюдения и мысли. Дейл Карнеги пришёл к тому же выводу, что и профессор английской литературы в Оксфорде сэр Вальтер Рэлей. «Мне не дано писать, как Шекспир, - сказал он. - Но я могу написать свою собственную книгу».

Тот же Дейл Карнеги приводит в своей книге следующие строки из произведения поэта Дугласа Мэллоха:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине, но только самым лучшим деревцем!

Будь кустиком, если не можешь быть деревом,

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком!

Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!

Если мы не можем быть капитанами, кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни, только най ди своё дело.

Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой!

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе!

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим!

Многим родителям не помешало бы вдуматься в эти слова и определиться вначале, нашли ли они сами своё дело, в котором стараются быть лучшими. А затем уж подумать над тем, не мешают ли они своему ребенку оставаться самим собой, определяя выбор увлечения или будущей профессии.