РУС БЕЛ ENG

Учебная работа

В учреждениях общего среднего образования и учебным планом специального образования на уровне общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 25.06.2020 № 155 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 09.06.2021 №127 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 25 чэрвеня 2020 г. № 155»), в учреждениях специального образования (далее – УСО) для учащихся X-XI (XII) классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, предусмотрено изучение учебного предмета «Трудовое обучение». В рамках данного учебного предмета в объеме
6 часов в неделю реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию.

Условно определены три модели реализации профессиональной подготовки на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»:

I модель: организация учебных занятий непосредственно в УОСО, УСО;

II модель: организация учебных занятий для учащихся нескольких УОСО (УСО) на базе одного УОСО (УСО) по принципу межшкольных факультативных занятий (реализуется в нашем учреждении для учащихся XI класса);

III модель: организация учебных занятий на базе учреждений профессионально-технического (далее – УПТО), учреждений среднего специального образования (далее – УССО), учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений дополнительного образования взрослых (реализуется для учащихся X класса на базе УО «Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж»).

Изучение учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется по учебным программам профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов, разрабатываемых учреждениями образования на основе:

примерных учебных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников);

содержания тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих).

В случаях, когда в XI (XII) классе УОСО и УСО для полного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) с присвоением квалификации рабочего (должности служащего), предусмотренных типовым учебным планом учебных часов недостаточно, может быть представлена возможность освоения данной образовательной программы без присвоения разряда по профессии, что не предполагает в дальнейшем выдачу свидетельства уставленного образца. Реализация теоретического и производственного обучения, в том числе производственной практики, должна быть обеспечена. В таких случаях учащимся выдается справка об обучении установленного образца.

Справка об обучении выдается также всем учащимся УОСО и УСО по завершении освоения ими образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» без дополнительного запроса с их стороны в случаях, когда они не сдали квалификационный экзамен, или не были допущены к сдаче квалификационного экзамена по причинам, указанным в Методических рекомендациях по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение», утвержденных Министерством образования Республики Беларусь (далее – Методические рекомендации).

Типовым учебным планом общего среднего образования в X-XI классах на профессиональную подготовку предусмотрено 420 учебных часов (по 6 учебных часов в неделю в каждом классе), которые включают теоретическое обучение, производственное обучение, в том числе и производственную практику в объеме 120 часов.

В соответствии с пунктом 20 Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2006 № 1334, для освоения учащимися УОСО и УСО образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) требуется определение их профессиональной пригодности по медицинским показаниям к осваиваемой квалификации.

Если учащийся имеет медицинские противопоказания или ограничения для освоения конкретных образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемых в учреждении образования, как с присвоением, так и без присвоения квалификации, включая те случаи, когда уровень квалификации не устанавливается, и отсутствует возможность предоставить ему право выбора иной образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), то на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение». Организация занятости учащихся, освобожденных от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», относится в компетенции руководителей УОСО и УСО.

Реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся УОСО и УСО в рамках предмета «Трудовое обучение» осуществляется по четвертям в пределах учебного года.

Смена осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) может осуществляться на протяжении первой четверти первого года обучения, в исключительных случаях (смена места жительства, наличие медицинских противопоказаний и др.) – на протяжении первого года обучения. В случае отсутствия возможности продолжения обучения по ранее выбранной профессии выбор новой профессии учащийся и его законные представители осуществляют из числа предложенных учреждением образования в пользу наиболее родственной профессии.

В случае объективной невозможности освоить профессию рабочего (должность служащего) за реально складывающийся промежуток времени после выбора новой профессии и сдать квалификационный экзамен с целью получения свидетельства установленного образца учащийся получает справку об обучении, что не предполагает в дальнейшем выдачу свидетельства уставленного образца.

В случае возникновения объективной необходимости смены учащимся XI (XII) класса осваиваемой профессии при наличии у него в период обучения в Х классе медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по конкретной профессии, а также отсутствии их в XI (XII) классе, смене места жительства, иных причинах возможна реализация нескольких вариантов организации образовательного процесса:

вариант I: при реализации в учреждении образования на III ступени общего среднего образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по родственной профессии содержание учебных программ учреждений образования, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) УОСО и УСО по данным профессиям на момент перехода отличается не более, чем на 30%. В этом случае учащийся может продолжить обучение по родственной профессии при ликвидации академической разницы в порядке, установленном учреждением образования, реализующим образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).

При условии успешного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) после выбора новой профессии, учащийся может быть допущен к сдаче квалификационного экзамена, по результатам которого может получить свидетельство уставленного образца;

вариант II: при отсутствии в учреждении образования на III ступени общего среднего образования подготовки по профессии рабочего (служащего), которую ранее осваивал учащийся, он может быть включен в другую учебную группу (класс), для освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в первый год обучения (Х класс для УОСО и УСО, XI для УСО). В этом случае по результатам учебного года в аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется годовая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» и выдается справка об обучении;

вариант III: при наличии у учащегося медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемых в учреждении образования, и при отсутствии возможности предоставить учащемуся право выбора иной профессии рабочего (служащего) на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение».

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

При организации трудового обучения по I модели:

1.     Приказом руководителя УОСО (УСО) утверждается:

перечень профессий рабочих (должностей служащих), которые будут осваивать учащиеся;

состав групп с указанием класса;

список педагогических работников, которые будут осуществлять образовательный процесс по трудовому обучению.

2. Учебный план УОСО (УСО) должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение». В пояснительной записке к учебному плану необходимо отразить количество групп с указанием профессий рабочих (должностей служащих).

3. Учебный предмет «Трудовое обучение» включается в расписание учебных занятий.

4. В процессе изучения учебного предмета «Трудовое обучение» заполняется журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X-XI (XII) классов УОСО и УСО учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

5. В классном журнале по учебному предмету «Трудовое обучение» заполняется только сводная ведомость учета результатов учебной деятельности и поведения учащихся.

При организации трудового обучения по I модели осуществляется подготовка учащихся в одном классе не более чем по двум профессиям (двум группам) в объеме 6 учебных часов в неделю на каждую из профессий (групп): 6 учебных часов на одну группу предусмотрены табличной частью типового учебного плана средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, яслей-сада – средней школы, детского сада – средней школы, 6 учебных часов на вторую группу выделяются дополнительно в соответствии с пунктом 3 примечаний к данному типовому учебному плану.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по I, II и III моделям осуществляется в учебных группах, наполняемость которых не должна превышать 20 слушателей.

 

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

При освоении образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся Х-ХI (ХII) классов проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию с выставлением отметок в баллах.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах как среднее арифметическое отметок, полученных в результате изучения всех тем теоретического обучения и отметок, полученных на учебных занятиях по производственному обучению, а также при выполнении работ (заданий) во время прохождения производственной практики.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти.

В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по результатам изучения учебного предмета «Трудовое обучение» в XI (XII) классе, запись об изучении программы осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) не производится.

 

ПРОВЕДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется постановлением Министерства образования от 24.12.2013
№ 135 «Об утверждении Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых» и Методическими рекомендациями.

Квалификационный экзамен целесообразно проводить до 30 мая года аттестации. Определение сроков и порядка проведения квалификационного экзамена осуществляется учреждениями образования, ведущими профессиональную подготовку учащихся.

Для проведения квалификационного экзамена не позднее чем за две недели до его начала создается квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек, которая утверждается руководителем учреждения образования, на базе которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Квалификационная комиссия принимает решение о присвоении учащемуся соответствующего разряда (при его наличии) по осваиваемой профессии рабочего, либо о присвоении соответствующей должности служащего.

Положительной отметкой (позволяющей присвоить квалификацию) по результатам выполнения квалификационной пробной работы, так же, как и экзамена по результатам теоретического обучения, является отметка не ниже 3 (трех) баллов.

Итоговая отметка за квалификационный экзамен выставляется как среднее арифметическое отметки за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.

Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, не зависимо от того, предусмотрен или не предусмотрен разряд по соответствующей профессии, выдается свидетельство установленного образца.

ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основными задачами производственного обучения являются формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся X-XI (XII) классов, осваивающих содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), необходимых для получения профессии рабочего или для работы в должности служащего.

Производственное обучение учащихся организуется и проводится учреждениями образования, реализующими образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов, совместно с организациями – заказчиками кадров и организациями, обеспечивающими прохождение производственного обучения учащимися (далее – организации), во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами.

Производственную практику следует организовывать непосредственно в соответствующих организациях. Вместе с тем производственная практика может также проводиться в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках и в других структурных подразделениях учреждения образования при их наличии.

Содержание производственного обучения определяется учебными программами, разработанными и утвержденными в учреждениях образования, осуществляющих профессиональную подготовку учащихся УОСО и УСО.

Учебные программы заключительного этапа производственного обучения (производственной практики) согласовываются с организациями, на базе которых она проводится. В случаях прохождения производственной практики на базе нескольких организаций учебные программы производственной практики утверждаются одной из этих организаций.

Производственная практика входит в состав производственного обучения (как последняя тема) и проводится после прохождения тем теоретического обучения, с учетом специфики осваиваемой профессии рабочего (должности служащего).

Темы учебных занятий теоретического обучения отражаются в журнале по 1 учебному часу, темы учебных занятий производственного обучения, как правило, по 2-4 учебных часа.

Производственное обучение состоит из начального, основного и заключительного (производственной практики) периодов.

В начальном периоде производственного обучения осуществляется формирование первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков учащихся.

В основном периоде производственного обучения углубляются и расширяются профессиональные знания, умения и навыки учащихся.

Производственное обучение в начальном и основном периодах может проводиться в учебно-опытных хозяйствах, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, ресурсных центрах и в иных структурных подразделениях учреждений образования, в организациях, в том числе на ученических местах этих организаций.

В заключительном периоде производственного обучения (производственной практики) закрепляются и совершенствуются профессиональные знания, умения и навыки учащихся, как правило, в организациях, а в отдельных случаях – в структурных подразделениях учреждений образования по согласованию с их учредителями.

Для проведения производственного обучения между учреждениями образования и организациями заключается договор об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов (далее – договор об организации производственного обучения учащихся).

Сроки и продолжительность периодов производственного обучения устанавливаются учреждениями образования с учетом возможностей организаций и учреждений образования, сезонности выполнения работ.

Формы и методы организации производственного обучения определяются учреждениями образования.

Общее руководство производственным обучением от учреждения образования осуществляют заместители руководителей учреждений образования, мастера производственного обучения учреждений образования.

Непосредственное руководство производственным обучением от учреждения образования во все периоды осуществляет мастер производственного обучения учреждения образования.

Учет учебно-производственных работ (заданий), выполненных учащимися в процессе производственного обучения, осуществляется в дневнике учета учебно-производственных работ (заданий) при прохождении производственного обучения. Данный дневник используется в обязательном порядке при осуществлении заключительного периода производственного обучения, а также может использоваться и в процессе начального и основного периодов производственного обучения при их организации непосредственно на рабочих местах в организациях.

 

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в общей части инструктивно-методического письма от 18.06.2021 «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (edu.gov.by/ Общее среднее образование / 2021/2022 учебный год), следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

1. Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954;

2. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23;

3. Положение об учреждении профессионально-технического образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2011 № 216;

4. Положение об учреждении среднего специального образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2011 № 106;

5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих»;

6. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 «Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (далее – Выпуск 28 ЕКСД);

7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.01.2018 № 7/14 «Об установлении перечня профессий для подготовки рабочих»;

8. Приказ Министра образования Республики Беларусь от 22.03.2021 № 188 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в Х-XI(XII) классах учреждений общего среднего и специального образования».

Перечисленные нормативные правовые акты размещены на сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by) и национальном образовательном портале (www.adu.by).

 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ

При организации учебного предмета «Трудовое обучение» квалификационные требования по каждой из должностей служащих, занятых в образовании, отражены в Выпуске 28 ЕКСД и в Положении о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954.

Повышение квалификации педагогических работников учреждений образования, которые обеспечивают реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), направленной на освоение учащимися X-XI (XII) классов отдельных профессий, а также проводят факультативные занятия по основам выбора профессии, организуется РИПО, Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования», структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования.

Согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь от 30.05 2016 № 05-20/94 «Об организации  допрофильной подготовки и профильного обучения  на III ступени общего среднего образования" профильное обучение организуется в 10  классе и продолжается в 11 классе для тех учащихся, которые обучались в профильных классах в  предшествующем учебном году. Профильному обучению на III ступени общего среднего образования должна предшествовать допрофильная подготовка учащихся. Допрофильная подготовка и профориентационная работа  являются обязательным подготовительным этапом профилизации, который ориентирован на:

– выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;

– оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля обучения;

– развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;

– формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:

– профориентационная работа (информирование, консультирование, диагностика и др.);

– психолого-педагогическое сопровождение;

– факультативные занятия.

Первые два компонента призваны обеспечить учащихся информацией для осознанного выбора формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения; сформировать у них умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям. Содержательное наполнение этих компонентов связано с информационным и психолого-педагогическим сопровождением; индивидуальным и индивидуально-групповым консультированием психолога; с диагностикой и тестированием.

В образовательной практике в том или ином виде могут реализовываться следующие модели организации допрофильной подготовки:

– в рамках одного учреждения общего среднего образования;

– в рамках сети учреждений общего среднего образования;

– в рамках сети учреждений образования различных типов и видов (включая учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи, расположенных на одной компактной территории).

На сайте Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by) размещены материалы постоянно действующего видеосеминара «Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения. Профессиональная ориентация учащихся».

В целях расширения спектра образовательных мероприятий и направлений деятельности для поддержки реализации допрофильной подготовкии профориентационной работы на Национальном образовательном портале:

функционирует ресурс «Дистанционный всеобуч для учителя», который содержит полезные ссылки для классного руководителя по профориентационной работе (http://orientieren.blogspot.com.by/). Ресурс предлагает дидактические материалы и другую полезную информацию по профориентационной работе с детьми в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;

регулярно проводятся онлайн-консультации, формат которых позволяет педагогам получить ответ на все вопросы, касающиеся организации допрофильной подготовкии профориентационной работы;

размещаются статьи о психолого-педагогическом сопровождении процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в Республике Беларусь» (wwwadu.by/Профильное обучение / Статьи http://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html);

Согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь №05-21/90-и от 22.05.2015 года,  с 2015/2016 учебного года на ІІІ ступени общего среднего образования вводится профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.

Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с порлучением качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учётом их способностей, склонностей и интересов.

Допрофильная подготовка на ІІ ступени общего среднего образования – неотъемлемый компонент системы профильного обучения, основное назначение которого состоит в формировании у учащихся интереса, мотивов, склонностей, способностей в разных областях познавательной и профессиональной деятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения.

Базовый уровень изучения учебного предмета – уровень освоения учащимися обязательного минимума содержания образования по учебному предмету.

Зачисление  учащихся в профильные  классы проводится на конкурсной основе по результатам обучения на ІІ ступени общего среднего образования:

  • отметки не ниже 7 баллов по профильным предметам,
  • средний балл свидетельства   об общем базовом образовании – не ниже 6.

Учащиеся определяют два учебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне.

На базе учреждения образования в 2021/2022 учебном году организовано:

в Х классе – профильное обучение (модель 3), с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Русский язык» и «Математика».

в XI классе профильное обучение (модель 3), с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Русский язык» и «Обществоведение».

 

Для учащихся ІІ ступени общего среднего образования организована допрофильная подготовка:

VIII «А» класс – изучение учебного предмета «Русский язык» на повышенном уровне.

IX «А» класс – изучение учебного предмета «Математика» на повышенном уровне.