Профилактика наркомании
НАРКОМАНИЯ происходит от греческих слов narke – «оцепенение», и mania – «бешенство, безумие».
Наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом. С одной стороны, те молодые люди, которые начинают в школьные годы начинают употреблять крепкие алкогольные напитки потом быстро переходят на наркотики. С другой стороны, отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем.
три разновидности последствий наркомании:
- биологические
прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение организма.
-социально-психологические
нравственно-этическая деградация личности, сначала снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков.
- криминальные
наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить учебу или работу, вынужден искать противозаконные пути их приобретения, чаще всего путем краж, ограблений и т.д. При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством. Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина - неудовлетворенность жизнью
СПИД и наркомания неотделимы друг от друга
Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Ежедневно во всем мире 6000 человек заболевают ВИЧ-инфекцией, из них 70% приходят к этому через внутривенное введение наркотиков.
А ТЫ СОГЛАСЕН?
Наркомания - это преступление.
Наркомания - это болезнь.
Наркомания неизлечима.
Наркоманы - это зомби.
Наркоман может умереть от передозировки наркотика.
Наркоман может умереть от СПИДа.
Наркомания - это болезнь, которая излечима.
У наркомана нет друзей.
«Как не допустить употребления наркотиков»
Как научиться говорить «нет», если предлагают ПАВ или наркотики?
Сказать «нет» – это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди.
Отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза. Голос должен быть твердым и уверенным. Любой школьник имеет право принимать решения, говорить «нет» и не
чувствовать себя виноватым.
Некоторые примеры или сценарии отказа:
1 «Нет, я не употребляю наркотики». Это ответ, который не требует объяснения, и может звучать вслед за предложением любого вида ПАВ или наркотиков.
2 «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку». Рациональное обоснование отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это так же не вызовет у них особых опасений – они убедятся, что Вы не их жертва и очень быстро потеряют интерес.
3 На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так: «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».
4 «Спасибо, нет. Это не в моем стиле».
5 «Отстань!»
6 «Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»?»
7 «ПАВ (наркотики) меня не интересуют».
8 Если собеседник начинает подтрунивать над отказом, нужно поддержать «шутливую» форму разговора.
9 Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти.
10 Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами.
11 Перевести стрелки: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, тогда почему же они так назойливы.
12 «Задавить» интеллектом: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики)
или испугать: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, случиться белая горячка, можно заразиться СПИДом, зубы сгниют и др.).
13 Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то кампании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
5 Что такое наркотики и наркомания?
Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека и вызывают психическую и физиологическую зависимость. Наркомания – смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить невозможно. Наркомания – особое психическое заболевание, при котором страдают не столько сознание и мышление человека, как при других психических заболеваниях, сколько сфера потребностей. Под влиянием приема того или иного наркотического вещества формируется потребность к повторным его приемам с целью по возможности постоянно находиться в состоянии вызываемого им дурмана (опьянения). Если это вещество – алкоголь, заболевание называется алкоголизмом. Если это вещество – никотин, заболевание называется никотиноманией. Если это какое-либо иное наркогенное вещество, заболевание называется соответственно наркоманией или токсикоманией.
6 Что такое психоактивные вещества?
Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. ПАВ – это любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие окружающего, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются наркотиками. Однако к психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин, летучие растворители,
лекарственные психотропные средства и др.
7 Чем алкоголь и никотин отличаются от наркотиков?
Зависимость от наркотиков развивается намного быстрее, чем от алкоголя и быстрее, чем от никотина. И она намного более прочная: перестать употреблять наркотики во много раз труднее, чем бросить курить или пить спиртное. К тому же наркотики – много более ядовитые вещества: дозы их измеряются миллиграммами, и лишь в некоторых случаях граммами, тогда как алкоголь «меряют» стаканами, а никотин табака – пачками.
Вследствие особой опасности наркотиков они запрещены для употребления, а их распространение преследуется законом. Наркотизм - это явление, связанное с потреблением любых веществ, изменяющих психическое состояние человека, и вызывающих зависимость3. Потребление алкоголя, курение, потребление наркотиков и токсических веществ – это различные по тяжести и социальной опасности проявления наркотизма. С одними из них приходится бороться всеми силами общества, включая и правоохранительные органы (наркомания), с другими – методами антиалкогольного и антиникотинового воспитания.
8 Употребление ПАВ – это личное дело каждого человека?
Нет, употребление ПАВ и наркомания – это не личное дело каждого, хотя человек сам принимает решение начинать ли ему употреблять наркотики или, опираясь на полученное воспитание и знание о наркомании, отказаться от употребления наркотиков. «Права» на потребление наркотиков нет и быть не может, и к проблеме «прав человека» наркомания отношения не имеет.
9 У наркоманов слабая воля?
Воля наркомана не слабая, а неправильно ориентированная – на потребность, которая разрушительна для психики и организма и опасна для окружающих.
10 Почему школьники начинают пробовать ПАВ, наркотики?
Причины употребления различны:
– из любопытства;
– ради удовольствия, желание испытать радость, восторг, наслаждение;
– как протест против родителей: «Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью»;
– чтобы снять напряжение.
11 Как избежать негативного давления сверстников?
Чтобы преодолеть давление вы должны знать:
– кто вы и каковы ваши ценности;
– как самостоятельно принять решение;
– как поступать в различных ситуациях.
Алгоритм действия:
1.Разберитесь, что происходит на самом деле: где вы; с кем вы; что они делают; как они себя ведут; как вы относитесь к тому, что происходит?
- Подумайте о последствиях: как вы будете относиться к себе завтра; может ли это привести к проблемам; может ли это нанести вред вашему здоровью; будут ли ваши родители разочарованы вами; какие могут быть последствия?
- Примите свое решение.
- Сообщите другим о вашем решении.
5 Что происходит после того, как я принял решение?
Сказав «нет», вы можете:
– хорошо к себе относиться;
– заставлять других уважать себя за то, что вы личность;
– сохранить отношения с родителями;
– сохранить здоровье;
– оградить себя от несчастья.
12 Куда можно обратиться за помощью?
Есть много людей, которые могут дать вам хороший совет:
- проверенные друзья;
- родители – попробуйте поговорить с ними, они тоже были подростками, спросите их, как они противостояли давлению сверстников, когда были молоды;
- специалисты педагог – психолог, педагог социальный учреждения образования;
- учителя. Не бойтесь просить помощи, это признак силы, а не слабости.