РУС БЕЛ ENG

Для замещающих родителей

Консультация для родителей «Признаки наркозависимости у детей»

26.02.2024

 

Признаки, свидетельствующие об употреблении наркотиков

В работе по профилактике важно, как можно раньше увидеть первые признаки проблемы наркотиков у того или иного человека. От этого во многом зависит успех ее преодоления. Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающего подозрение подростка. Некоторые поступки служат своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и вполне нормальные возрастные изменения подростка. Тем не менее, насторожитесь, если в поведении человека без видимых причин замечаются:

  • точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
  • состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуации);
  • погруженность в себя, разговоры с самим собой;
  • неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
  • заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
  • необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к отметкам;
  • сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;
  • частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные в данном разделе;
  • игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
  • неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность;
  • неадекватные реакции на замечания или вопросы, грубость;
  • быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная, нечеткая речь;
  • очевидные лживость, изворотливость, цинизм и беспокойство;
  • ослабление связей с родителями и другими членами семьи, непослушание родителям и учителям;
  • постоянный поиск денег, частое их одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;
  • возросшие тревожность, скрытность и лукавство в поведении, стремление к уединению и уходу из дома;
  • ничем не объяснимое позднее возвращение домой в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха спиртного и последующее за этим трудное пробуждение по утрам;
  • малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона ("травка", "ширево", "колеса", "план", "приход", "мулька", "джеф", "ханка", "кумар" и т.п.) и обрывков фраз ("мне надо", "как там дела?", "достал?" и т.п.);
  • чтение книг (Карлоса Кастанеды, Уильяма Берроуза) и журналов, популярных среди наркоманов ("Птюч" и т.п.), регулярное посещение техноклубов;
  • отказ от употребления спиртного (если прежде охотно употреблял);
  • изменение внешнего облика — неряшливость, запущенность в одежде, общее похудание, бледность, землистый цвет или покраснение, маскообразность и одутловатость лица, сальный налет на лице, круги под глазами, красные или мутные глаза, чрезмерно широкие или узкие (до точки) и не реагирующие на свет зрачки, гипомимичность, либо наоборот, оживление мимики, сухость, шелушение, морщинистость и дряблость кожи, тусклость и ломкость волос, сухость губ или повышенное слюноотделение;
  • появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю, или улыбающегося личика — символа ЛСД);
  • частое упоминание и позитивные высказывания о наркотиках, убежденное отстаивание свободы их употребления;
  • стремление уйти от ответственных решений и мыслительного напряжения, потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность;
  • неуверенная, шатающаяся, неустойчивая походка, плавные, замедленные или неточные порывистые, размашистые движения, повышенная жестикуляция, множество лишних движений, покачивание в положении стоя или сидя (особенно явное при закрытых глазах);
  • умственные и (или) физические отклонения от нормы — замедленное мышление, снижение реакции, потеря веса, аппетита, тремор (мелкая дрожь), тошнота, частый насморк, хронический кашель, галлюцинации, потеря ориентировки во времени и пространстве, депрессия и т.п.;
  • пропажа денег, вещей из дома или в классе (кражи, совершаемые ребенком также являются сигналом наркотической опасности);
  • внезапное появление интереса к содержимому домашней аптечки, литературе по фармакологии, действию различных лекарств, стремление завязать знакомство с работниками аптек и учреждений здравоохранения;
  • запах лекарств и других химических веществ изо рта, от волос и одежды (сладковатый запах, похожий на запах благовоний, тмина или мяты, а также запах клея, растворителя и т.д.);
  • обнаружение у подростка предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в его вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые пахнут вовсе не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под синтетического клея и другой тары из-под различных средств бытовой химии.

Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли может достоверно свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однако наличие нескольких из этих признаков должно вызывать подозрение. В таких случаях необходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления этих признаков.

Это важно знать родителям

 «Наркоман» - это слово стало уже обычным в нашем лексиконе. Что же за ним? За этим словом - искалеченные жизни, сломанные судьбы, отчаяние, страх, боль, смерть и преступление!

Очень многое, если не основное, зависит от нас - родителей, от семейного климата и взаимоотношений в семье. Там, где существует опасность приобщения детей к наркотикам, как никогда актуальна простая и банальная истина: "Дети требуют внимания!"

Эта аксиома, казалось бы, известна всем. Но, как часто мы забываем о ней в суете будничного труда и заботах. А ведь именно с общения с родителями начинается процесс воспитания детей, усвоения ими всего хорошего и полезного.

Мамы и папы! По возможности старайтесь чаще беседовать с детьми на самые различные темы, особенно на те, которые в данный момент представляют для них наибольший интерес. О чем бы вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности.

Если есть опасность приобщения к наркотикам вашего ребенка, необходимо немедленно принимать все меры против этого.

Будьте настоящим другом своему ребенку, если у него уже возникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью!

Не каждый, кто пробует наркотики, обязательно станет наркоманом, но совершенно бесспорно, что каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды попробовал наркотик...

Что такое наркотики? Для достаточно полного понимания проблемы противодействия распространению наркомании, прежде всего, нужно ответить на этот кажущийся внешне простым вопрос.

Наркотические средства и психотропные вещества (для краткости мы будем называть их "наркотиками") можно разделить на две категории: легализованные в жизни общества (то есть медицинские лекарственные препараты, которые используются гражданами при различных заболеваниях по предназначению врача и это не противоречит закону) и незаконно производимые и распространяемые.

В первую группу наркотиков входят различные лекарства в виде таблеток, ампул, порошков, микстур, применяемые в медицинских целях, подлежащие контролю в нашей стране и включенные в списки, принятые Минздравом Беларуси.

Однако этими препаратами, а также многими другими медикаментами, отнесенными к сильнодействующим веществам, часто злоупотребляют с целью получения одурманивающего эффекта. При злоупотреблении ими организм разрушается не меньше, чем от героина. Они могут отрицательно влиять на умственные и физические возможности человека (например, при вождении автомобиля, занятиях спортом и т.д.). Некоторые лекарственные наркотикосодержащие препараты из-за низкой цены и доступности популярны среди малолетних.

В обыденном представлении наркомания чаще всего ассоциируется с такими веществами, которые производятся, продаются и покупаются нелегально, например, с гашишем, героином, кокаином. На самом деле наркоманами становятся и в результате злоупотребления лекарственными наркотическими средствами. Болезненное пристрастие к обезболивающим, успокаивающим и снотворным наркотикам довольно распространенное явление. Наркотический препарат, принимаемый по предписанию врача, приносит пользу, облегчает страдания. Прием того же препарата в больших количествах и без рекомендаций врача опасен и может стать роковым. Закономерно, что степень риска возрастает по мере увеличения частоты и продолжительности приема этих наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств. Чем больше эти параметры, тем серьезнее опасность возникновения зависимости.

Ко второй группе наркотиков относятся изготавливаемые нелегально из растительного сырья (коки, конопли, мака и др.) или химических веществ для немедицинского употребления. Это такие наркотические средства и психотропные вещества, как:

  • опий, героин, которые получают из снотворного мака, выращиваемого как в нашей стране, так и за рубежом;
  • марихуана и гашиш (анаша), получаемые из конопли. Не стоит доверять высказываниям, что, мол, "травка" — это не опасно, на нее не «подсаживаются». Да, привыкание к гашишу и марихуане развивается медленнее, но круг общения курильщика марихуаны состоит из одних наркоманов, он ведет себя как наркоман, думает как наркоман, выглядит как наркоман, и переключение на героин или другой наркотик становится лишь вопросом времени. Очень многие люди, погибшие от наркотиков, начинали карьеру наркомана именно с марихуаны;
  • различные синтетические наркотики, изготавливаемые в подпольных лабораториях на основе синтеза химических веществ. Такие как эфедрон, фентанил, фенцикли-дин и другие;
  • широко распространенный сейчас за рубежом в незаконном обороте кокаин, который добывают из листьев южноамериканского кустарникового растения кока.

 

 

 

Если вы хотите уберечь своего ребенка от наркотиков, стройте свои отношения на доверии и искренности. Разговаривайте с подростком на серьезные темы о здоровье и жизни без вредных пристрастий. Объясняйте, что наркотики – всего лишь мишура, под которой оказывается пустота.

 

  1. Рассказывайте детям и подросткам о вреде наркотиков - Используйте все возможности для разговора о наркотиках, которые возникают сами собой (например, телевидение, фильмы, газеты). - Спросите, что они думают о наркотиках. - Не читайте наставлений, но расскажите детям о своей позиции по отношению к наркотикам. - Расскажите им об опасностях, которым они себя подвергают в случае употребления наркотиков. - Убедитесь, что они понимают: что бы ни случилось, они могут прийти к вам за спокойной, мудрой помощью и советом. - Поговорите с ними о давлении со стороны сверстников и разработайте тактику, как с этим разобраться. Например, подросток может ответить что-то вроде «Я не могу, потому что мои родители проверяют меня на наркотики, я регулярно сдаю анализы». Ваша цель – использовать вопросы и ВНИМАТЕЛЬНО слушать ОТВЕТЫ! 2. Вы должны быть для них примером, так что не ждите, что они воспримут вас всерьез, если будут видеть, что вы употребляете наркотики или напиваетесь в стельку. 3. Проявляйте интерес к жизни ребёнка. Спрашивайте, чем он занимался сегодня, какие планы у него на завтра, что нового сегодня произошло в школе, чему он научился и т.д. 4. Старайтесь поддержать его начинания! Хвалите за выбранное хобби или увлечение! 5. Проводите больше времени вместе при действии: отдыхе, путешествии, покупке продуктов, уборке дома.

 

 

свернуть

Памятка для замещающих родителей Как защитить ребенка от сексуального насилия?

Памятка для замещающих родителей

Как защитить ребенка от сексуального насилия?

Объясните ребенку, что это неправильно со стороны взрослых принуждать ребенка к сексуальным действиям. Используйте простой, понятный для возраста язык.

Заверьте ребенка, что он может спокойно говорить Вам абсолютно все, особенно если это касается «неправильных действий» со стороны взрослых или детей, более старшего возраста.

Расскажите ребенку о его теле. Помогите ему назвать различные интимные части тела и подчеркните, что никто не может прикасаться к ним без его разрешения.

Убедитесь в том, что Вы четко знаете, где ребенок находится в любое время, когда его нет рядом с Вами. Познакомьтесь с людьми, с которыми ребенок проводит время.

Скажите ребенку, что он имеет право сказать НЕТ любому непрошенному, неприятному или смущающему жесту, действиям или прикосновениям других людей.

Обратите внимание, если кто- то уделяет Вашему ребенку повышенное внимание или дарит подарки. Найдите время поговорить с ребенком об этом человеке, и узнайте, почему к нему проявляется такое внимание.

Будьте чувствительными к любым изменениям в поведении ребенка или отношении. Смотрите внимательно за любыми происходящими изменениями в поведении ребенка, такими как отказ от любимых видов деятельности или излишняя привязанность к родителям.

Научите ребенка НИКОГДА не приближаться к машине, не вступать в разговор с теми, кого они не знают, и никогда не ходить с кем-либо без получения разрешения от Вас. Никогда не оставляйте ребенка одного в машине.

Потренируйте основные навыки по технике безопасности. Научите ребенка пользоваться телефоном, чтобы в случае необходимости он мог с Вами связаться. Обозначьте с ним круг людей, к которым он может в случае необходимости обратиться за помощью. Сделайте правилом обязательно сообщать Вам, когда он приходит или уходит откуда-то, или когда планы меняются.

Правила обсуждения половых вопросов

Постарайтесь вести беседу в естественной форме и доброжелательно.

Избегайте длинных лекций - ребенку хочется задавать вопросы и получать конкретные ответы.

Не бойтесь сказать «слишком много» о сексе - из памяти выветрится все, что не понятно.

Если Вы не можете ответить на вопрос, не бойтесь обратиться к более знающему человеку. Не ограничивайтесь одними фактами - расскажите о своем отношении к ним и своих переживаниях.

            Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял Вас. Сохраняйте тайну разговора.

свернуть

Безопасное поведение в Интернете

подробнее...

Рекомендации по безопасному посещению детьми Интернета

подробнее...

Как защитить ребенка от интернет - зависимости

подробнее...

Памятка для родителей по реагированию на информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, распространяемую в сети Интернет

подробнее...

Воспитание подростка в приемной семье

подробнее...